Поиск фотографий:

Юрий Гуков на Facebook

 


 Условия использования фотографий

Коммерческое использование (только один раз в предварительно согласованной публикации):

Размер в печати, до

Стоимость, руб.

10×15 см

800

15×20 см

1500

20×30 см

3000

30×40 см

6000

Стоимость может меняться по соглашению.

 

Приобретение отпечатков в некоммерческих целях (для личной коллекции):

Размер отпечатка

Стоимость, руб.

15×20 см

300

20×30 см

1000

30×40 см

3000

Оформление в багетную раму не входит в стоимость.

- чужой компьютер

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru    

Статьи, фотоотчеты
Gukov.ru
Главная > Статьи, фотоотчеты > Полвека с фотоаппаратом

Полвека с фотоаппаратом

На днях я вдруг неожиданно осознал, что уже ровно 50 лет довольно регулярно держу в руках фотоаппарат и пытаюсь что-то запечатлеть: то ли уходящие мгновения жизни, то ли ускользающую красоту мира…

Это осознание потянуло за собой ниточку воспоминаний. Вспомнилось и то, что казалось навсегда забытым. Пришлось отбирать из этого потока относящееся к заданной теме.

Начну, пожалуй, с относительно недавнего времени.

Однажды, несколько лет назад, на сайте «Природа Байкала» возникла дискуссия о цветной фотографии в Советском Союзе. Один из участников форума утверждал, что цветной фотографии до 1980-х годов в стране не было. По крайней мере, в Иркутске невозможно было купить ни плёнку, ни фотобумагу, ни светофильтры, ни специальный фонарь.

Я, конечно, никак не мог согласиться с этой точкой зрения, так как сам с 1972 года вместе с братом занимался цветной фотосъёмкой и печатал в домашних условиях цветные фотографии. Обычно мы сидели по ночам на кухне при слабом коричнево-зелёном освещении, завесив окно плотным покрывалом. Процесс цветной фотопечати был довольно трудоёмким: использовали четыре ванночки с растворами химикатов (для сравнения: в чёрно-белой фотографии всего лишь две – для проявителя и закрепителя). После каждой – промывка в проточной воде под краном. Делалось несколько цветопроб на узких полосках фотобумаги (в целях её экономии) с разными светофильтрами. И только затем печатался фотоснимок необходимого размера с долгожданным результатом…

Качество фотографий, надо признать, было невысоким – особенно по современным меркам. Но сам факт того, что мы получали картинку в цвете, радовал нас чрезвычайно.

Фотоплёнки 1970-1980 гг.

Негативные фотоплёнки 70-80 гг.

Какие фотоматериалы мы использовали? Для съёмки – плёнки типов ДС-4 и ЦНД-32, выпускавшихся советской промышленностью на фабриках «Свема» и «Тасма». Первая из них находилась на Украине в г. Шостка Сумской области. К настоящему времени она полностью прекратила производство. В то же время «Тасма», расположенная в Казани, до сих пор продолжает выпуск фото- и киноплёнок – в основном для технических целей, так как спрос в любительском секторе практически исчез с распространением цифровой фотографии и видеосъёмки. В начале 80-х годов в продаже появилась цветная негативная фотоплёнка «Orwocolor NC-19» производства ГДР.

Для печати фотоснимков мы применяли бумагу типов «Фотоцвет-2» и «Фотоцвет-4» (производились в СССР), а также чешскую «Fomacolor» и венгерскую «Fortecolor». Больше всего нам нравилась как раз последняя – казалось (а может так и было), что отпечатки на ней имеют более насыщенные цвета.

Все эти фотоматериалы мы покупали в обычных магазинах Иркутска и Братска. Правда, были они в продаже не всегда, поэтому покупались с запасом – насколько позволял кошелёк. Удивительно, но иногда цветную фотоплёнку можно было купить даже в какой-нибудь отдалённой деревне…

Приведённые в этом очерке примеры фотографий получены сканированием плёнок, хранившихся в рулонах не один десяток лет не в самых благоприятных условиях.

...Фотографией я заинтересовался ещё в средних классах школы. Посещал фотокружок, который вела наша учительница английского языка. Своего фотоаппарата у меня тогда ещё не было, но кое-какие первоначальные навыки фотодела я всё же получил.

Из первых опытов Из первых опытов Из первых опытов

Первые опыты (Летняя физико-математическая школа, июль 1970 г.). Фотоаппарат «Чайка-2».

Потом, уже в старших классах, у нас была производственная практика – мы осваивали профессию помощника киномеханика. Базовым предприятием для обучения был Дом культуры «Лесохимик» города Братска. С небольшой группой одноклассников мы 1-2 раза в неделю проводили по несколько часов в будке киномеханика позади зрительного зала. Там я тоже научился кое-чему полезному в обращении с 35-миллиметровой плёнкой, которая в те времена была основным материалом для фотографов и кинематографистов. Вроде бы рутинные операции – обрезка, склейка, перемотка из одной бобины в другую, а всё это позже пригодилось.

Не менее полезными оказались и навыки выхода из возникавших время от времени нештатных ситуаций: то плёнка порвётся посреди фильма, то погаснет дуга проектора (тогда источником света в проекционной аппаратуре была электрическая дуга между двумя угольными электродами, которые необходимо было регулярно подкручивать, так как они постепенно сгорали. А сколько фильмов мы пересмотрели на халяву! . .

Бабушка Акулина Емельяновна Родители с сестрой Таней Брат Вячеслав На первом курсе в общежитии Сестра Таня

Фотографии 1970-1972 гг. Фотоаппарат «Чайка-2».

Первый свой фотоаппарат я приобрёл в 1970 году после окончания 9-го класса. Было это так.

Вместе со своим товарищем-одноклассником мы прилетели из Братска в Иркутск для участия в летней физико-математической школе, проводившейся Иркутским университетом. До этого мы весь учебный год выполняли задания заочной школы, которые нам присылали. Летняя школа проходила в одном из интернатов города Шелехова, расположенного неподалёку от Иркутска. Занимались с нами молодые сотрудники физического факультета и студенты-старшекурсники. Кроме углублённых занятий по физике и математике, мы играли в футбол с нашими преподавателями, купались в реке Олхе, ездили на экскурсии, а по вечерам танцевали под музыку “The Beatles” и “Rolling Stones” (тогда мы ещё не знали слова «дискотека»). В общем, было очень интересно и весело.

И вот однажды я получил из дома почтовый денежный перевод на 25 рублей с припиской от мамы: «Сынок, купи себе на эти деньги фотоаппарат. Ведь ты давно об этом мечтал».

Вместе с другом мы тут же отправились в магазин. В необходимую сумму укладывались 2-3 модели фотоаппаратов. После некоторого замешательства мы остановились на малоформатной «Чайке-2», вместе с которой купили ещё пару плёнок «Фото-65».

Первое время я снимал всё подряд, нещадно экспериментировал, чтобы набить руку и глаз. Кое-что из снятого в те времена до сих пор сохранилось.

Первые цветы

На прибрежных скалах На Братском море С отцом Сергеем Григорьевичем
На военной кафедре университета В студенческом строительном отряде Зимовьё в истоках Половинной

Цветные фото 1972-1973 гг. Фотоаппарат «Чайка-2».

Размер кадра у моей «Чайки» был 24х18 мм. Это значит, что на стандартной 35-миллиметровой плёнке помещалось 72 кадра, а не 36, как в других фотоаппаратах. Плюс этого был в том, что заряженной фотоплёнки хватало надолго, что совсем неплохо для репортажной съёмки. А минусы выявились постепенно по мере накопления опыта. Во-первых, с маленького негатива не получишь большой отпечаток, поэтому приходилось довольствоваться только карточками размерами не более 9х13 см. Во-вторых, мне всегда хотелось снимать цветные фотографии (особенно пейзажи), а цветной фотопроцесс предъявляет ещё более жёсткие требования к размеру негатива, чем чёрно-белый. В общем, три года достаточно интенсивной фотографической практики показали мне, что пора двигаться дальше.

На фоне Братской ГЭС Преображенская церковь в Иркутске На опушке леса На реке Вихоревке На дачном участке
Фото 1974-1975 гг. Фотоаппарат «Смена-7».

За это время я успел закончить школу и поступить в Иркутский университет. Сценки из студенческой жизни в общежитии № 5 на улице Дальневосточной, в аудиториях 1-го корпуса университета на Бульваре Гагарина, в строительном отряде в посёлке Кутулик после окончания второго курса – всё это сохранилось в памяти благодаря, в том числе, и моей «Чайке».

Ещё мне нравилось гулять с фотоаппаратом по живописному старинному Иркутску, представлявшему разительный контраст со сплошными новостройками Братска. У моего товарища – однокурсника по физическому факультету – была старенькая «Смена-7» с обычным размером кадра 24х36 мм, но ему понравилась информационная ёмкость моей «Чайки», и мы с ним однажды поменялись камерами. Года два эта «Смена» мне прослужила.

На зимовье
Фото 1975 г. Фотоаппарат «Смена-7».

Потом, после женитьбы на 5-м курсе, мне вместе с любимой женой достался её фотоаппарат «Смена-8М». Но им я тоже пользовался недолго, хотя и успел отснять множество фотографий первых двух лет нашей старшей дочери, кое-какие кадры из жизни в посёлке Чунском, где мы проработали год преподавателями физики в местном ПТУ по распределению после окончания университета, а также в первых наших поездках в Крым.

Под новый 1979 год я сделал себе подарок: обзавёлся, наконец, вполне приличным на тот момент фотоаппаратом – купил полноформатную зеркальную камеру «Зенит-Е». Тогда, перед Московской олимпиадой появилась в продаже специальная партия этих аппаратов – с олимпийской символикой. Сразу же заменил штатный объектив «Индустар-50» на более светосильный «Гелиос-44», купил набор удлинительных колец для макросъёмки и фотовспышку.

Летом в Евпатории В ботаническом саду С родителями перед отъездом в п. Чунский Первые прогулки У ворот дома
Фото 1976-1978 гг. Фотоаппарат «Смена-8М».

Этот комплект прослужил мне довольно долго – целых 23 года. Я таскал свой «Зенит» во все походы и поездки по всему нашему необъятному Союзу: Хамар-Дабан, Саяны, Крым, Кавказ, Карпаты, Москва, Ленинград, Днепропетровск, Киев, Рига. Потом, когда Советский Союз уже ушёл в историю, я побывал со своим фотоаппаратом в ранее недосягаемых для нас местах: в Братиславе, Софии и Будапеште, в Финляндии, Швеции и Норвегии.

И он всегда делил со мной все трудности, а иногда попадал (опять же вместе со мной) в разные сложные, а порой рискованные обстоятельства.

На прогулке с соседом На скамейке Над Байкалом На соревнованиях по сплаву В новой шляпе
Дворцовая площадь Пороховая башня в Риге. На улицах Риги Храм Василия Блаженного Летом в Крыму На Ершовском заливе
Фото 1979-1982 гг. Фотоаппарат «Зенит-Е».

Однажды мы семьёй путешествовали по Крыму, который только незадолго до этого в одночасье превратился из советского в украинский. В то время там на побережье орудовали шайки юнцов, промышлявших мелким грабежом приезжих: они окружали в каком-нибудь удалённом местечке очередного бедолагу и отбирали у него что-нибудь ценное в качестве выкупа за право погреться под крымским солнышком. Обычно это были фотоаппараты, кинокамеры, бинокли, радиоприёмники и прочая ликвидная техника. Если не было ничего такого, требовали деньги. Вот и нам однажды «повезло» попасть в такую переделку.

Мой «Зенит» вызывающе лежал на огромном камне, когда группа подростков и парней постарше подплыла к месту нашего отдыха на прогулочном катамаране. Они не торопясь вышли на берег и окружили нас нестройным кольцом. Только неожиданно прорезавшееся во мне искусство дипломата, а также показное спокойствие моих дочерей и жены, помогли разрядить обстановку и шпана отчалила от нас с пустыми руками. «Зенит» всё это время гордо пролежал на камне посреди этого философского диспута – никто не посмел к нему прикоснуться…

Я снимал «Зенитом» чёрно-белые и цветные негативы, а в течение восьми лет с 1986 по 1994 г. увлекался слайдами – использовал немецкую обращаемую плёнку «Orwochrom» и отечественную «ЦО-32».

Вышли на лёд Байкала На фоне пика На Шумакских источниках На прогулке по острову
Символ города Над рекой На мысе Цаган-Хушун   Выход из пещерыСреди скал
Стоянка на берегу Над озером Ждём электричку Семейное фото
Сканированные слайды 1986-1994 гг. Фотоаппарат «Зенит-Е».

В 1990-х годах вместе с распадом страны к нам пришла пресловутая глобализация со всеми её соблазнами и гримасами. В продаже появились негативные плёнки «Кодак» и «Фуджи», а также повсюду расплодились минилабы, в которых за доступную цену проявляли отснятую фотоплёнку и печатали с неё фотографии. Правда, чтобы твои кадры получились удовлетворительно, частенько нужно было иметь дело с конкретным оператором печатной машины, который знаком с твоими требованиями к качеству печати.

Закончилась эра домашних фотолабораторий, заниматься фотографией стало намного проще. Накопленное за долгие годы оборудование (фотоувеличитель, фонари, ванночки, проявочные бачки и прочее) за ненадобностью отдал в детский фотокружок, располагавшийся на первом этаже нашего дома…

Я на лодочке каталась… Брусника цветет Золото и серебро Чивыркуя Осенняя Фантазия
На подходе к Красной пещере Храм Вознесения Христова Перекур… Парламент Водопад Сказка Сопоставление масштабов… Вид на Селенгинку с тропы
Тальцинский Внук шамана Радуга над стадионом Фиалки
Сканированные негативы с пленки "Kodak" 1995-2002 гг. Фотоаппарат «Зенит-Е»

Эпоха цифровой фотографии началась для меня в 2002 году – я обзавёлся своей первой цифровой камерой «Olympus 4040Z». Фотоаппарат для своего времени был вполне достойный – добротная вещица с достаточно широким набором настроек и сравнительно неплохим объективом. За четыре года он хорошо послужил мне в путешествиях по горам и по долам, по городам и весям. Мы побывали с ним в Великом Новгороде и Кишинёве, в Москве и Петербурге, на Дальнем Востоке, в Одессе и Париже. Не говоря уже о походах в горы и поездках на Байкал…

Признавая некоторые преимущества плёночной фотографии перед цифровой (которые, впрочем, очевидны лишь для узкого круга фанатиков), я сразу же безоговорочно отказался от плёнки. Меня покорила почти абсолютная свобода творчества, которую дал переход на цифровые технологии получения и обработки изображений.

Уличный музыкантДвижение по касательной Сияние НебесУстьинский мост Зеленая лодкаМотылек Зеленые шарыСкала Палец
На завалинке… Летучие острова… На серебряных крыльях… Храм на холме
Фото 2002-2006 гг. Цифровой фотоаппарат «Olympus 4040Z».

... Вдоволь наигравшись с «Олимпусом», решил приобрести что-нибудь похожее на свой прежний надёжный «Зенит», но уже из цифрового мира. Остановился на зеркальной фотокамере «Canon EOS 400D» с матрицей в 10 Мп, что было в 2006 году достаточно неплохо. Вдобавок к штатному объективу приобрёл универсальный объектив «Tamron 18-250 мм», благодаря которому мне удалось снять кое-что из жизни горных козлов в Саянах и изюбрей на Ольхоне. Это зверьё довольно пугливо и без длиннофокусного объектива их не достанешь.

В течение шести лет этот фотоаппарат служил мне фактически записной книжкой или даже скорее – внешней памятью.

Как раз в это время я занялся составлением своего фотопутеводителя по Хамар-Дабану, посвящая этому почти все свои выходные дни и значительную часть отпуска. Проходя какой-либо маршрут, я одновременно записывал трек с помощью спутникового навигатора и снимал фотокамерой ключевые точки этого маршрута. Затем, уже дома, делая описание похода, я без особого труда мог синхронизировать с точностью до минуты отмеченную точку маршрута и снятое фото. Это помогало мне во многих случаях, так как память человеческая – штука не очень надёжная. Попробуй вспомни, в каком месте ты снял именно этот кадр? Отмечу здесь, что некоторые современные модели фотоаппаратов имеют встроенный навигатор и эта проблема решается автоматически: каждый кадр привязан к координатам и высотам, т.е. эти данные записываются в файл снимка наряду с другой служебной информацией.

Вот таким образом я прошагал многие километры по горам Хамар-Дабана и Восточных Саян, по берегам Байкала. Составленные в результате этих путешествий описания маршрутов я выкладывал в открытый доступ. Немало любителей горных походов со всех концов страны за эти годы воспользовались моим путеводителем. Их благодарные отзывы позволяют мне надеяться, что затраченные усилия были не напрасны.

Позирует… Иллюзия… Покорение Горы Черные альпинисты
Мамайский архипелаг Чертово озеро На краю… Берег затонувших кораблей
По горам и по морям – Саяны, Хамар-Дабан, Байкал. Фото 2007-2011 гг. Фотоаппарат «Canon EOS 400D».

А ещё пару раз мы снова побывали в Крыму, впервые посетив его восточную часть: Судак, Новый Свет, Коктебель, горный массив Карадаг.

За эти годы мой фотоархив благодаря «Кэнону» пополнился тысячами кадров из путешествий в Монголию с её суровыми пейзажами бескрайних степей и живописных скал, в страну моей давней мечты – Индонезию – на острова Ява и Бали, на край света – в далёкую Колумбию, в суперсовременный Сингапур и почти средневековый Непал, в многоликий Нью-Йорк и сказочные Гавайи, рассыпавшиеся цепочкой вулканических островов посреди необъятного Тихого океана.

Динозавры Тэрэлжа Боробудур (4) Утро на берегу океана На скамейке…
Гора Караул-Оба Сингапурские мосты. Из серии "Ночной Сингапур" Пик Ганченпо в Гималаях Из серии "Гавайские закаты"
По странам и континентам. Фото 2007-2011 гг. Фотоаппарат «Canon EOS 400D».

Мой «Olympus» между тем сгорел синим пламенем. То есть почти буквально: жена Татьяна отправилась в командировку в Швейцарию и взяла его с собой. Успела кое-что поснимать, а затем в один из дней он у неё прямо в руках задымился и после этого, конечно, наотрез отказался работать. В ремонт мы его отдавать не стали, так как он к тому времени уже морально устарел, а просто купили новый «Olympus SP-590 UZ» с весьма хорошими характеристиками для компактной камеры.

По сравнению с массивной зеркалкой со сменными объективами этот аппарат более удобен для репортажной и сюжетной съёмки на улицах, когда нет времени и возможности на неторопливый выбор кадра. Это чрезвычайно важно в дальних поездках. Ведь побывав где-нибудь на краю света, вряд ли вернёшься сюда снова в обозримом будущем.

Поэтому в течение нескольких лет мы брали с собой в наши путешествия сразу два фотоаппарата: зеркальный и компактный, используя оба в соответствующих ситуации обстоятельствах.

Так здесь было в 16-м веке Зеркало сентября Гавроши из Бхактапура Старая лестница Скала Лев
Красный куб Водопад Радужный Лодочница Девочка и Океан Желтые светофоры
Фото 2009-2012 гг. Фотоаппарат «Olympus SP-590 UZ»

Так продолжалось до середины 2012 года, когда у меня появилась возможность приобрести достаточно дорогую для обычного фотолюбителя камеру «Canon EOS 5D Mark III» с двумя сменными объективами: широкоугольным и длиннофокусным. Тогда этот фотоаппарат только появился в продаже и был одним из последних достижений инженерной мысли благодаря полноформатной матрице в 22 Мп, соответствующей плёночному кадру размерами 24х36 мм, и достаточно высокой светочувствительности. До сих пор он служит мне для фото- и видеосъёмки и дома, и в походах и в дальних поездках.

Старый «Canon» со всеми принадлежностями к нему я продал, а «Olympus» продолжаю использовать в тех случаях, когда нецелесообразно носить с собой тяжёлую камеру.

С новым фотоаппаратом мы побывали во многих городах России – в Казани, Саратове, Ростове Великом, Ярославле и других. Снова съездили в наш любимый Крым, теперь уже окончательно российский – бродили по улицам Севастополя, Евпатории, Бахчисарая, любовались цветением тюльпанов в Никитском ботаническом саду.

Мечеть Кул-Шариф в Казанском кремле Старый трамвай Севастопольская симфония "Новые" караимы
В Абрамцево Спасо-Преображенский собор В Ростовском Кремле Ильинская церковь в Ярославле (отражение)

По городам России. Фотоаппарат «Canon EOS 5D Mark III»

Вместе у Храма
В храме Николая Чудотворца
Храм Николая Чудотворца. Хутор Гуково.

Три года назад удалось осуществить задуманную давно поездку на родину моих предков по материнской линии. В Ростовской области благодаря гостеприимству моего двоюродного брата мы посетили города Красный Сулин, Новочеркасск, Шахты, а также родовой хутор Гуково.

Есть свидетельства, полученные местными краеведами, что хутор был основан в 1802 году отставным казачьим сотником Саввой Осиповичем Гуковым, родившимся в 1747 году и участвовавшим во времена Екатерины II в русско-турецких войнах и в войнах на Кавказе. Выйдя в отставку после 32 лет службы, он поселился на берегу реки Гнилуши вместе со своей семьёй и крепостными крестьянами, которых у него было 12 душ мужского пола, а сколько их было вместе с семьями – неизвестно…

Вот и стоит этот хутор уже более 200 лет, пережив все войны и революции, которыми была богата российская история. В 1888 году в хуторе, который тогда назывался Гуково-Гнилушанским, по решению общественного схода был выстроен храм во имя Святителя Николая Чудотворца. В этом храме в начале 1920-х годов крестили мою маму, урождённую Гукову Раису Васильевну.

Конечно я не мог не запечатлеть этот храм на фото, наряду с хуторскими домиками и могилами моих предков – деда Василия Ивановича Гукова и бабушки Марии Иосифовны Гуковой (Ковалёвой), которых мне никогда не довелось увидеть при жизни…

За последние годы я занимался фотосъёмкой во многих странах, где нам удалось побывать.

Мы снова встречали весну в Нью-Йорке. Десять дней в апреле, проведённые в одном из крупнейших городов мира, принесли множество впечатлений: цветущие магнолии среди уютных домиков Квинса, океанское побережье Лонг-Айленда и «русские» кварталы Бруклина, небоскрёбы и суета Манхэттена.

А в конце лета Нью-Йорк встретил нас душной жарой и тропическими ливнями: однажды, чтобы попасть в свою гостиницу, то есть перейти через Хиллсайд-Авеню, пришлось разуваться и закатывать брюки до колен, так как по улице текла река.

Мы участвовали в марафонском пробеге в национальном парке Роклэнд на севере штата Нью-Йорк, гуляли по берегу океана в птичьем парке Рокавэй, снимали уличные сюжеты на Манхэттене.

После финиша марафона… Продавец постеров На перекрестке… Таймс-Сквер. Художник.
На Манхэттене Из серии "Нью-Йорк в лицах" Академия фотографии в Нью-Йорке Из серии "Нью-Йорк в лицах" Бродвей
Нью-Йорк. Фотоаппарат «Canon EOS 5D Mark III»

Трижды мы побывали в Таиланде, объехав и пройдя пешком его вдоль и поперёк. Много интересных кадров удалось снять в бесчисленных буддийских храмах на севере страны в провинции Чиангмай, на плавучем рынке в окрестностях Бангкока, в древней столице страны Аютайе, в Королевском дворце и в Храме Изумрудного Будды, на тропических островах и в рыбацких деревеньках.

Десять дней мы прожили в небольшом городке Сием-Рип на севере Камбоджи вблизи всемирно известного средневекового храмового комплекса Ангкор-Ват.

Продолжая знакомство с полюбившейся нам Индонезией, мы предприняли поездку в ранее неосвоенные нами места.

Сначала из Иркутска через Пекин и Сингапур мы добрались до острова Бинтан. Этот остров входит в архипелаг Риау одноименной индонезийской провинции, до него ходит паром из Сингапура. Курортная зона Лагой на севере острова – прекрасное место для уединенного отдыха на побережье Южно-Китайского моря. Теплое море и прекрасные пейзажи, утренние пробежки и дневные неторопливые прогулки по острову… Две недели пролетели незаметно.

В одном из храмов Чианг-Мая Водопад Вачиратан Буддийский монах (Из цикла "Планета людей"). На пляже Рейли Юнга
Из серии "Лодочники и лодочницы…" Ангкор Ват на рассвете Из серии "Камбоджа в лицах" Буддийский монах в храме Ангкор Ват (Из серии "Камбоджа в лицах") В храме Та Пром
Королева джунглей Дракониада Кокосовая пальма в руках… Наш друг Пёрси (Из серии "Индонезия в лицах") На уроке (из серии "Индонезия в лицах")
Путешествия по Юго-Восточной Азии. Фотоаппарат «Canon EOS 5D Mark III»

Вернувшись на пароме в Сингапур, мы уже на самолете перелетели на один из интереснейших островов Зондского архипелага – Сулавеси. Большую часть времени мы провели в столице провинции Северный Сулавеси – городе Манадо. Отсюда мы совершали многочисленные экскурсии по всему северу острова, а также на соседние острова. Наибольшую известность Манадо и прилегающий к нему морской национальный парк получили своими дайвинг-центрами. Красота и разнообразие здешних коралловых рифов превосходят всяческое воображение. Интересных пешеходных и автомобильных маршрутов в окрестностях Манадо также не счесть: действующие вулканы, горячие термальные источники, красивейшие водопады, горные реки и невиданные животные, многочисленные храмы…

Местные жители красивы, гостеприимны и чрезвычайно дружелюбны. Благодаря этому мне удалось сделать здесь много портретных и жанровых снимков для своей серии «Индонезия в лицах».

Незабываемую неделю мы провели в Израиле, посетив Тель-Авив, Иерусалим, Хайфу, Назарет. Побывали на Мёртвом Море, а также в Вифлееме (это уже территория Палестинской автономии). Очень интересной была поездка в старинный арабский городок Акко на берегу Средиземного моря с его большим восточным базаром, живописным морским портом, подземным городом крестоносцев, и старинными улочками, по которым когда-то проходил Св. Франциск Ассизский.

Ещё одной находкой для фотографа была экскурсия по библейским местам в северной части страны – Галилее. Кроме Храма Благой Вести и церкви Св. Иосифа в Назарете, мы побывали в Кане Галилейской, где по преданию Иисус Христос явил миру своё первое чудо; на горе Свержения, с которой открываются великолепные виды на всю долину Изреэльскую с венчающей её легендарной горой Фавор; на сельскохозяйственной ферме в деревне Кфар-Киш.

В Иерусалиме (Из "Израильского блокнота") В арабском квартале (Из "Израильского блокнота") Абу Ашраф из Назарета Стена Плача и Купол Скалы За морем – Иордания
Оживленный разговор… Паломница… В Иерусалиме… Библейский старец Бахайские сады
Из Израильского блокнота. Фотоаппарат «Canon EOS 5D Mark III»

На Ближнем Востоке, как и ранее в Индонезии, мне повезло с портретной и жанровой съёмкой – здесь множество колоритных персонажей благодаря поистине вавилонскому смешению рас и народов.

... Иногда мне кажется, что не хватит и пяти жизней чтобы привести в порядок и сделать доступными фотоматериалы, полученные мною за много лет. Ведь любая деятельность обретает смысл только в том случае, когда её результатами можно с кем-то поделиться. Вот я и выдёргиваю из своего необъятного фотоархива то один, то другой кадр, и публикую их на своём сайте, на «Природе Байкала», в Фейсбуке…

Участие в выставках и конкурсах – ещё один способ поделиться с другими людьми результатами своей работы. Свою первую персональную выставку «Отражённый Мир» я провёл в 2007 году по настоянию жены Татьяны.

О выставке написали в газетах и интернет-изданиях, показали сюжет по телевидению. В результате меня пригласили в Иркутское фотографическое общество (ИФО), которое объединяет профессионалов и любителей фотографии со всей Иркутской области, а также из соседних Бурятии и Забайкалья. Общение с ними оказалось для меня не только очень интересным, но и весьма полезным.

С тех пор я провёл ещё две персональных фотовыставки и принял участие во многих сборных выставках, проводившихся в основном в рамках ИФО. Они проходили в Иркутске, Ангарске и других городах области, в Севастополе и Владивостоке, в Хайфе (Израиль) и в Стамбуле (Турция)...

... Много лет я проработал в организации, располагавшейся в историческом центре Иркутска. Свой обеденный перерыв я довольно часто посвящал прогулкам с фотоаппаратом по улицам города. Поэтому значительная часть моего фотоархива связана с Иркутском: старинными деревянными домами, историческими зданиями постройки 18-20 веков, храмами и памятниками. И, конечно, с жителями города – простыми иркутянами.

Прогулка по Преображенской Пасхальные звоны… Из серии "Вечерний Иркутск" Снежный Спас… Одуванчики…
Окно, стена, фонарь… Ноябрь в Осеннем переулке Старая лестница, 2016 Душевная беседа… Переулок Краснофлотский
На улицах Иркутска. Фотоаппарат «Canon EOS 5D Mark III»

Кстати, человек с фотоаппаратом, в свою очередь, всегда привлекает к себе внимание прохожих. Даже несмотря на то, что в наше время – все фотографы. А уж если ты появился на улице с серьёзной фототехникой, то держись…

Вот парочка примеров. Прогуливаюсь вокруг Спасской церкви, выбираю ракурс для съёмки скульптурной группы «Пётр и Февронья Муромские». В руках «Canon» с телеобъективом – в карман не спрячешь…

Быстрым шагом подходит смуглый парень, протягивает руку, здоровается. Совершенно серьёзно говорит: «Обязательно снимите вот этих», – показывает на группу из троих мужчин и женщины, стоящих у входа в храм. – «Это нужно для следствия. Они вчера убили в аэропорту нашего митрополита. Вы что, об этом не знаете?» «Хорошо, – говорю, – они от нас не уйдут». Автоматически срабатывает правило: не спорить с сумасшедшими, это может плохо кончиться. Возбуждённо жестикулируя, парень направляется к бюсту дважды Героя Советского Союза генерала Белобородова. Там тоже показался кто-то с фотоаппаратом и парень переключился на него.

Чуть позже, уже на улице Желябова, фотографирую наличники на старом деревянном доме. Мимо проходит женщина средних лет, бросает на меня цепкий взгляд: «Вы фотограф? Вот это должно вам быть интересным. Тут, совсем недалеко на улице Франк-Каменецкого, есть прекрасный сюжет». Достаёт телефон и показывает на экране снимок – какое-то чёрное пятно на зелёном фоне. «Это кресло. Оно стоит в траве на месте разрушенного дома. Такой островок покоя среди городской суеты. Вот это сюжет! Я уже всем об этом рассказала». Благодарю её, обещаю обязательно туда сходить, а сам направляюсь в противоположную сторону – обеденный перерыв заканчивается…

Кроме занятий фотографией я не избежал и другого искушения – кинолюбительства и видеосъёмки.

Началось всё в 1981 году, когда я купил 8-миллиметровую кинокамеру «Кварц 1х8С». Затем в течение 12 лет снимал с её помощью семейную кинохронику, походы в горы и поездки по стране. Чёрно-белые киноплёнки я обрабатывал дома, обзаведясь для этого необходимым оборудованием. А цветные для проявки отправлял в Шостку на фабрику «Свема». Отснятый материал склеивал либо в хронологическом порядке, либо тематически, и хранил на больших бобинах. Для просмотра готовых фильмов использовал кинопроектор «Русь». Поскольку фильмы были немыми, то пару раз я попробовал их озвучивать с помощью синхронизации снятого киноматериала со звукозаписью на магнитной ленте катушечного магнитофона. Опыты были не очень удачными…

Позже, уже в 1990-х годах, на смену кинокамере пришла видеокамера «Panasonic RX22» в комплекте с видеомагнитофоном. Здесь уже изображение записывалось вместе со звуком. Эта камера прослужила мне лет пять.

Все отснятые киноплёнки и видеозаписи я со временем оцифровал и они занимают заметное место в моём архиве. Однако качество этих материалов и так не очень высокое, после оцифровки, естественно, не стало лучше. По этой причине мне временами немного жаль потраченных на эти занятия усилий. Лучше бы побольше фотографировал…

Сейчас для видеосъёмки я использую свой «Canon», а в экстремальных обстоятельствах – цифровую камеру «Sony AS-15» с водонепроницаемым боксом.

За новыми снимками…
За новыми снимками...

... Эволюция фотографии продолжается. Постепенно почти исчезли минилабы – с развитием цифровой фотосъёмки, распространением качественных фотопринтеров и развитием интернета их услугами стали пользоваться всё реже. Вновь появились домашние фотолаборатории. Правда, набор предметов в них стал совсем другим: вместо фотоувеличителей, бачков для проявки фотоплёнки и всего прочего стали необходимыми лишь компьютер с хорошим большим монитором и набором программ для обработки изображений да цветной принтер.

Однако и такая лаборатория – удел редких чудаков, которые почему-то непременно хотят увидеть свои произведения отпечатанными на бумаге. Абсолютное большинство цифровых фотографий никогда не печатается, да в этом и нет необходимости. Думаю, что в недалёком будущем отпечатанные на бумаге снимки станут такой же диковинкой, как берестяные грамоты древнего Новгорода.

Сегодня фотографами (впрочем, как и писателями) стали все поголовно. Эпоха смартфонов окончательно загнала фотографию, да и почти всю остальную нашу жизнь, в виртуальное пространство. Стало практически аксиомой: если тебя нет в сети, значит тебя вообще нет. Зато всё попавшее в сеть будет жить вечно. Лично я в этом немного сомневаюсь…

... Собираемся на очередную прогулку по окрестностям. Как всегда беру с собой фотокамеру. А вдруг? Может, именно сегодня неуловимая Синяя Птица вспорхнёт над прогретой весенним солнцем полянкой и я успею нажать на кнопку спуска?

Эта вера в чудо, в то, что самые главные кадры ещё впереди, живёт во мне с тех самых пор, как полвека назад я впервые взял фотоаппарат в руки…

Юрий Гуков

Большой Луг, май 2020 г.

Обсуждение

Гуков Юрий
08.11.2020 17:27

Очерк написан весной в первую волну карантина, но публикую его только сейчас, так как много времени заняла подборка иллюстраций (около 150 фотографий). Многие из них потребовали дополнительной обработки.

 Ответить с цитированием
Сергей Рогов
01.10.2021 21:06

Отлично, Юра! Спасибо за замечательный экскурс в историческом становлении от фотографа-любителя до практически профессионала! У доброй трети наших ровесников, все так и было, ну может, за исключением  последних 10-15 лет, когда смартфоны для бытовой фотографии по качеству приблизились к камерам-мыльницам и даже к самым недорогим зеркалкам. 
 

 Ответить с цитированием

© 2004–2019, Юрий Гуков

Разработка сайта: Виртуальные технологии
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.