Коммерческое использование (только один раз в предварительно согласованной публикации):
Размер в печати, до |
Стоимость, руб. |
10×15 см |
800 |
15×20 см |
1500 |
20×30 см |
3000 |
30×40 см |
6000 |
Стоимость может меняться по соглашению.
Приобретение отпечатков в некоммерческих целях (для личной коллекции):
Размер отпечатка |
Стоимость, руб. |
15×20 см |
300 |
20×30 см |
1000 |
30×40 см |
3000 |
Оформление в багетную раму не входит в стоимость.
Полвека с фотоаппаратомНа днях я вдруг неожиданно осознал, что уже ровно 50 лет довольно регулярно держу в руках фотоаппарат и пытаюсь что-то запечатлеть: то ли уходящие мгновения жизни, то ли ускользающую красоту мира… Это осознание потянуло за собой ниточку воспоминаний. Вспомнилось и то, что казалось навсегда забытым. Пришлось отбирать из этого потока относящееся к заданной теме. Начну, пожалуй, с относительно недавнего времени. Однажды, несколько лет назад, на сайте «Природа Байкала» возникла дискуссия о цветной фотографии в Советском Союзе. Один из участников форума утверждал, что цветной фотографии до 1980-х годов в стране не было. По крайней мере, в Иркутске невозможно было купить ни плёнку, ни фотобумагу, ни светофильтры, ни специальный фонарь. Я, конечно, никак не мог согласиться с этой точкой зрения, так как сам с 1972 года вместе с братом занимался цветной фотосъёмкой и печатал в домашних условиях цветные фотографии. Обычно мы сидели по ночам на кухне при слабом коричнево-зелёном освещении, завесив окно плотным покрывалом. Процесс цветной фотопечати был довольно трудоёмким: использовали четыре ванночки с растворами химикатов (для сравнения: в чёрно-белой фотографии всего лишь две – для проявителя и закрепителя). После каждой – промывка в проточной воде под краном. Делалось несколько цветопроб на узких полосках фотобумаги (в целях её экономии) с разными светофильтрами. И только затем печатался фотоснимок необходимого размера с долгожданным результатом… Качество фотографий, надо признать, было невысоким – особенно по современным меркам. Но сам факт того, что мы получали картинку в цвете, радовал нас чрезвычайно.
Какие фотоматериалы мы использовали? Для съёмки – плёнки типов ДС-4 и ЦНД-32, выпускавшихся советской промышленностью на фабриках «Свема» и «Тасма». Первая из них находилась на Украине в г. Шостка Сумской области. К настоящему времени она полностью прекратила производство. В то же время «Тасма», расположенная в Казани, до сих пор продолжает выпуск фото- и киноплёнок – в основном для технических целей, так как спрос в любительском секторе практически исчез с распространением цифровой фотографии и видеосъёмки. В начале 80-х годов в продаже появилась цветная негативная фотоплёнка «Orwocolor NC-19» производства ГДР. Для печати фотоснимков мы применяли бумагу типов «Фотоцвет-2» и «Фотоцвет-4» (производились в СССР), а также чешскую «Fomacolor» и венгерскую «Fortecolor». Больше всего нам нравилась как раз последняя – казалось (а может так и было), что отпечатки на ней имеют более насыщенные цвета. Все эти фотоматериалы мы покупали в обычных магазинах Иркутска и Братска. Правда, были они в продаже не всегда, поэтому покупались с запасом – насколько позволял кошелёк. Удивительно, но иногда цветную фотоплёнку можно было купить даже в какой-нибудь отдалённой деревне… Приведённые в этом очерке примеры фотографий получены сканированием плёнок, хранившихся в рулонах не один десяток лет не в самых благоприятных условиях. ...Фотографией я заинтересовался ещё в средних классах школы. Посещал фотокружок, который вела наша учительница английского языка. Своего фотоаппарата у меня тогда ещё не было, но кое-какие первоначальные навыки фотодела я всё же получил. Первые опыты (Летняя физико-математическая школа, июль 1970 г.). Фотоаппарат «Чайка-2». Потом, уже в старших классах, у нас была производственная практика – мы осваивали профессию помощника киномеханика. Базовым предприятием для обучения был Дом культуры «Лесохимик» города Братска. С небольшой группой одноклассников мы 1-2 раза в неделю проводили по несколько часов в будке киномеханика позади зрительного зала. Там я тоже научился кое-чему полезному в обращении с 35-миллиметровой плёнкой, которая в те времена была основным материалом для фотографов и кинематографистов. Вроде бы рутинные операции – обрезка, склейка, перемотка из одной бобины в другую, а всё это позже пригодилось. Не менее полезными оказались и навыки выхода из возникавших время от времени нештатных ситуаций: то плёнка порвётся посреди фильма, то погаснет дуга проектора (тогда источником света в проекционной аппаратуре была электрическая дуга между двумя угольными электродами, которые необходимо было регулярно подкручивать, так как они постепенно сгорали. А сколько фильмов мы пересмотрели на халяву! . . Фотографии 1970-1972 гг. Фотоаппарат «Чайка-2». Первый свой фотоаппарат я приобрёл в 1970 году после окончания 9-го класса. Было это так. Вместе со своим товарищем-одноклассником мы прилетели из Братска в Иркутск для участия в летней физико-математической школе, проводившейся Иркутским университетом. До этого мы весь учебный год выполняли задания заочной школы, которые нам присылали. Летняя школа проходила в одном из интернатов города Шелехова, расположенного неподалёку от Иркутска. Занимались с нами молодые сотрудники физического факультета и студенты-старшекурсники. Кроме углублённых занятий по физике и математике, мы играли в футбол с нашими преподавателями, купались в реке Олхе, ездили на экскурсии, а по вечерам танцевали под музыку “The Beatles” и “Rolling Stones” (тогда мы ещё не знали слова «дискотека»). В общем, было очень интересно и весело. И вот однажды я получил из дома почтовый денежный перевод на 25 рублей с припиской от мамы: «Сынок, купи себе на эти деньги фотоаппарат. Ведь ты давно об этом мечтал». Вместе с другом мы тут же отправились в магазин. В необходимую сумму укладывались 2-3 модели фотоаппаратов. После некоторого замешательства мы остановились на малоформатной «Чайке-2», вместе с которой купили ещё пару плёнок «Фото-65». Первое время я снимал всё подряд, нещадно экспериментировал, чтобы набить руку и глаз. Кое-что из снятого в те времена до сих пор сохранилось.
Размер кадра у моей «Чайки» был 24х18 мм. Это значит, что на стандартной 35-миллиметровой плёнке помещалось 72 кадра, а не 36, как в других фотоаппаратах. Плюс этого был в том, что заряженной фотоплёнки хватало надолго, что совсем неплохо для репортажной съёмки. А минусы выявились постепенно по мере накопления опыта. Во-первых, с маленького негатива не получишь большой отпечаток, поэтому приходилось довольствоваться только карточками размерами не более 9х13 см. Во-вторых, мне всегда хотелось снимать цветные фотографии (особенно пейзажи), а цветной фотопроцесс предъявляет ещё более жёсткие требования к размеру негатива, чем чёрно-белый. В общем, три года достаточно интенсивной фотографической практики показали мне, что пора двигаться дальше.
За это время я успел закончить школу и поступить в Иркутский университет. Сценки из студенческой жизни в общежитии № 5 на улице Дальневосточной, в аудиториях 1-го корпуса университета на Бульваре Гагарина, в строительном отряде в посёлке Кутулик после окончания второго курса – всё это сохранилось в памяти благодаря, в том числе, и моей «Чайке». Ещё мне нравилось гулять с фотоаппаратом по живописному старинному Иркутску, представлявшему разительный контраст со сплошными новостройками Братска. У моего товарища – однокурсника по физическому факультету – была старенькая «Смена-7» с обычным размером кадра 24х36 мм, но ему понравилась информационная ёмкость моей «Чайки», и мы с ним однажды поменялись камерами. Года два эта «Смена» мне прослужила.
Потом, после женитьбы на 5-м курсе, мне вместе с любимой женой достался её фотоаппарат «Смена-8М». Но им я тоже пользовался недолго, хотя и успел отснять множество фотографий первых двух лет нашей старшей дочери, кое-какие кадры из жизни в посёлке Чунском, где мы проработали год преподавателями физики в местном ПТУ по распределению после окончания университета, а также в первых наших поездках в Крым. Под новый 1979 год я сделал себе подарок: обзавёлся, наконец, вполне приличным на тот момент фотоаппаратом – купил полноформатную зеркальную камеру «Зенит-Е». Тогда, перед Московской олимпиадой появилась в продаже специальная партия этих аппаратов – с олимпийской символикой. Сразу же заменил штатный объектив «Индустар-50» на более светосильный «Гелиос-44», купил набор удлинительных колец для макросъёмки и фотовспышку.
Этот комплект прослужил мне довольно долго – целых 23 года. Я таскал свой «Зенит» во все походы и поездки по всему нашему необъятному Союзу: Хамар-Дабан, Саяны, Крым, Кавказ, Карпаты, Москва, Ленинград, Днепропетровск, Киев, Рига. Потом, когда Советский Союз уже ушёл в историю, я побывал со своим фотоаппаратом в ранее недосягаемых для нас местах: в Братиславе, Софии и Будапеште, в Финляндии, Швеции и Норвегии. И он всегда делил со мной все трудности, а иногда попадал (опять же вместе со мной) в разные сложные, а порой рискованные обстоятельства.
Однажды мы семьёй путешествовали по Крыму, который только незадолго до этого в одночасье превратился из советского в украинский. В то время там на побережье орудовали шайки юнцов, промышлявших мелким грабежом приезжих: они окружали в каком-нибудь удалённом местечке очередного бедолагу и отбирали у него что-нибудь ценное в качестве выкупа за право погреться под крымским солнышком. Обычно это были фотоаппараты, кинокамеры, бинокли, радиоприёмники и прочая ликвидная техника. Если не было ничего такого, требовали деньги. Вот и нам однажды «повезло» попасть в такую переделку. Мой «Зенит» вызывающе лежал на огромном камне, когда группа подростков и парней постарше подплыла к месту нашего отдыха на прогулочном катамаране. Они не торопясь вышли на берег и окружили нас нестройным кольцом. Только неожиданно прорезавшееся во мне искусство дипломата, а также показное спокойствие моих дочерей и жены, помогли разрядить обстановку и шпана отчалила от нас с пустыми руками. «Зенит» всё это время гордо пролежал на камне посреди этого философского диспута – никто не посмел к нему прикоснуться… Я снимал «Зенитом» чёрно-белые и цветные негативы, а в течение восьми лет с 1986 по 1994 г. увлекался слайдами – использовал немецкую обращаемую плёнку «Orwochrom» и отечественную «ЦО-32».
В 1990-х годах вместе с распадом страны к нам пришла пресловутая глобализация со всеми её соблазнами и гримасами. В продаже появились негативные плёнки «Кодак» и «Фуджи», а также повсюду расплодились минилабы, в которых за доступную цену проявляли отснятую фотоплёнку и печатали с неё фотографии. Правда, чтобы твои кадры получились удовлетворительно, частенько нужно было иметь дело с конкретным оператором печатной машины, который знаком с твоими требованиями к качеству печати. Закончилась эра домашних фотолабораторий, заниматься фотографией стало намного проще. Накопленное за долгие годы оборудование (фотоувеличитель, фонари, ванночки, проявочные бачки и прочее) за ненадобностью отдал в детский фотокружок, располагавшийся на первом этаже нашего дома…
Эпоха цифровой фотографии началась для меня в 2002 году – я обзавёлся своей первой цифровой камерой «Olympus 4040Z». Фотоаппарат для своего времени был вполне достойный – добротная вещица с достаточно широким набором настроек и сравнительно неплохим объективом. За четыре года он хорошо послужил мне в путешествиях по горам и по долам, по городам и весям. Мы побывали с ним в Великом Новгороде и Кишинёве, в Москве и Петербурге, на Дальнем Востоке, в Одессе и Париже. Не говоря уже о походах в горы и поездках на Байкал… Признавая некоторые преимущества плёночной фотографии перед цифровой (которые, впрочем, очевидны лишь для узкого круга фанатиков), я сразу же безоговорочно отказался от плёнки. Меня покорила почти абсолютная свобода творчества, которую дал переход на цифровые технологии получения и обработки изображений.
... Вдоволь наигравшись с «Олимпусом», решил приобрести что-нибудь похожее на свой прежний надёжный «Зенит», но уже из цифрового мира. Остановился на зеркальной фотокамере «Canon EOS 400D» с матрицей в 10 Мп, что было в 2006 году достаточно неплохо. Вдобавок к штатному объективу приобрёл универсальный объектив «Tamron 18-250 мм», благодаря которому мне удалось снять кое-что из жизни горных козлов в Саянах и изюбрей на Ольхоне. Это зверьё довольно пугливо и без длиннофокусного объектива их не достанешь. В течение шести лет этот фотоаппарат служил мне фактически записной книжкой или даже скорее – внешней памятью. Как раз в это время я занялся составлением своего фотопутеводителя по Хамар-Дабану, посвящая этому почти все свои выходные дни и значительную часть отпуска. Проходя какой-либо маршрут, я одновременно записывал трек с помощью спутникового навигатора и снимал фотокамерой ключевые точки этого маршрута. Затем, уже дома, делая описание похода, я без особого труда мог синхронизировать с точностью до минуты отмеченную точку маршрута и снятое фото. Это помогало мне во многих случаях, так как память человеческая – штука не очень надёжная. Попробуй вспомни, в каком месте ты снял именно этот кадр? Отмечу здесь, что некоторые современные модели фотоаппаратов имеют встроенный навигатор и эта проблема решается автоматически: каждый кадр привязан к координатам и высотам, т.е. эти данные записываются в файл снимка наряду с другой служебной информацией. Вот таким образом я прошагал многие километры по горам Хамар-Дабана и Восточных Саян, по берегам Байкала. Составленные в результате этих путешествий описания маршрутов я выкладывал в открытый доступ. Немало любителей горных походов со всех концов страны за эти годы воспользовались моим путеводителем. Их благодарные отзывы позволяют мне надеяться, что затраченные усилия были не напрасны.
А ещё пару раз мы снова побывали в Крыму, впервые посетив его восточную часть: Судак, Новый Свет, Коктебель, горный массив Карадаг. За эти годы мой фотоархив благодаря «Кэнону» пополнился тысячами кадров из путешествий в Монголию с её суровыми пейзажами бескрайних степей и живописных скал, в страну моей давней мечты – Индонезию – на острова Ява и Бали, на край света – в далёкую Колумбию, в суперсовременный Сингапур и почти средневековый Непал, в многоликий Нью-Йорк и сказочные Гавайи, рассыпавшиеся цепочкой вулканических островов посреди необъятного Тихого океана.
Мой «Olympus» между тем сгорел синим пламенем. То есть почти буквально: жена Татьяна отправилась в командировку в Швейцарию и взяла его с собой. Успела кое-что поснимать, а затем в один из дней он у неё прямо в руках задымился и после этого, конечно, наотрез отказался работать. В ремонт мы его отдавать не стали, так как он к тому времени уже морально устарел, а просто купили новый «Olympus SP-590 UZ» с весьма хорошими характеристиками для компактной камеры. По сравнению с массивной зеркалкой со сменными объективами этот аппарат более удобен для репортажной и сюжетной съёмки на улицах, когда нет времени и возможности на неторопливый выбор кадра. Это чрезвычайно важно в дальних поездках. Ведь побывав где-нибудь на краю света, вряд ли вернёшься сюда снова в обозримом будущем. Поэтому в течение нескольких лет мы брали с собой в наши путешествия сразу два фотоаппарата: зеркальный и компактный, используя оба в соответствующих ситуации обстоятельствах.
Так продолжалось до середины 2012 года, когда у меня появилась возможность приобрести достаточно дорогую для обычного фотолюбителя камеру «Canon EOS 5D Mark III» с двумя сменными объективами: широкоугольным и длиннофокусным. Тогда этот фотоаппарат только появился в продаже и был одним из последних достижений инженерной мысли благодаря полноформатной матрице в 22 Мп, соответствующей плёночному кадру размерами 24х36 мм, и достаточно высокой светочувствительности. До сих пор он служит мне для фото- и видеосъёмки и дома, и в походах и в дальних поездках. Старый «Canon» со всеми принадлежностями к нему я продал, а «Olympus» продолжаю использовать в тех случаях, когда нецелесообразно носить с собой тяжёлую камеру. С новым фотоаппаратом мы побывали во многих городах России – в Казани, Саратове, Ростове Великом, Ярославле и других. Снова съездили в наш любимый Крым, теперь уже окончательно российский – бродили по улицам Севастополя, Евпатории, Бахчисарая, любовались цветением тюльпанов в Никитском ботаническом саду.
Три года назад удалось осуществить задуманную давно поездку на родину моих предков по материнской линии. В Ростовской области благодаря гостеприимству моего двоюродного брата мы посетили города Красный Сулин, Новочеркасск, Шахты, а также родовой хутор Гуково. Есть свидетельства, полученные местными краеведами, что хутор был основан в 1802 году отставным казачьим сотником Саввой Осиповичем Гуковым, родившимся в 1747 году и участвовавшим во времена Екатерины II в русско-турецких войнах и в войнах на Кавказе. Выйдя в отставку после 32 лет службы, он поселился на берегу реки Гнилуши вместе со своей семьёй и крепостными крестьянами, которых у него было 12 душ мужского пола, а сколько их было вместе с семьями – неизвестно… Вот и стоит этот хутор уже более 200 лет, пережив все войны и революции, которыми была богата российская история. В 1888 году в хуторе, который тогда назывался Гуково-Гнилушанским, по решению общественного схода был выстроен храм во имя Святителя Николая Чудотворца. В этом храме в начале 1920-х годов крестили мою маму, урождённую Гукову Раису Васильевну. Конечно я не мог не запечатлеть этот храм на фото, наряду с хуторскими домиками и могилами моих предков – деда Василия Ивановича Гукова и бабушки Марии Иосифовны Гуковой (Ковалёвой), которых мне никогда не довелось увидеть при жизни… За последние годы я занимался фотосъёмкой во многих странах, где нам удалось побывать. Мы снова встречали весну в Нью-Йорке. Десять дней в апреле, проведённые в одном из крупнейших городов мира, принесли множество впечатлений: цветущие магнолии среди уютных домиков Квинса, океанское побережье Лонг-Айленда и «русские» кварталы Бруклина, небоскрёбы и суета Манхэттена. А в конце лета Нью-Йорк встретил нас душной жарой и тропическими ливнями: однажды, чтобы попасть в свою гостиницу, то есть перейти через Хиллсайд-Авеню, пришлось разуваться и закатывать брюки до колен, так как по улице текла река. Мы участвовали в марафонском пробеге в национальном парке Роклэнд на севере штата Нью-Йорк, гуляли по берегу океана в птичьем парке Рокавэй, снимали уличные сюжеты на Манхэттене.
Трижды мы побывали в Таиланде, объехав и пройдя пешком его вдоль и поперёк. Много интересных кадров удалось снять в бесчисленных буддийских храмах на севере страны в провинции Чиангмай, на плавучем рынке в окрестностях Бангкока, в древней столице страны Аютайе, в Королевском дворце и в Храме Изумрудного Будды, на тропических островах и в рыбацких деревеньках. Десять дней мы прожили в небольшом городке Сием-Рип на севере Камбоджи вблизи всемирно известного средневекового храмового комплекса Ангкор-Ват. Продолжая знакомство с полюбившейся нам Индонезией, мы предприняли поездку в ранее неосвоенные нами места. Сначала из Иркутска через Пекин и Сингапур мы добрались до острова Бинтан. Этот остров входит в архипелаг Риау одноименной индонезийской провинции, до него ходит паром из Сингапура. Курортная зона Лагой на севере острова – прекрасное место для уединенного отдыха на побережье Южно-Китайского моря. Теплое море и прекрасные пейзажи, утренние пробежки и дневные неторопливые прогулки по острову… Две недели пролетели незаметно.
Вернувшись на пароме в Сингапур, мы уже на самолете перелетели на один из интереснейших островов Зондского архипелага – Сулавеси. Большую часть времени мы провели в столице провинции Северный Сулавеси – городе Манадо. Отсюда мы совершали многочисленные экскурсии по всему северу острова, а также на соседние острова. Наибольшую известность Манадо и прилегающий к нему морской национальный парк получили своими дайвинг-центрами. Красота и разнообразие здешних коралловых рифов превосходят всяческое воображение. Интересных пешеходных и автомобильных маршрутов в окрестностях Манадо также не счесть: действующие вулканы, горячие термальные источники, красивейшие водопады, горные реки и невиданные животные, многочисленные храмы… Местные жители красивы, гостеприимны и чрезвычайно дружелюбны. Благодаря этому мне удалось сделать здесь много портретных и жанровых снимков для своей серии «Индонезия в лицах». Незабываемую неделю мы провели в Израиле, посетив Тель-Авив, Иерусалим, Хайфу, Назарет. Побывали на Мёртвом Море, а также в Вифлееме (это уже территория Палестинской автономии). Очень интересной была поездка в старинный арабский городок Акко на берегу Средиземного моря с его большим восточным базаром, живописным морским портом, подземным городом крестоносцев, и старинными улочками, по которым когда-то проходил Св. Франциск Ассизский. Ещё одной находкой для фотографа была экскурсия по библейским местам в северной части страны – Галилее. Кроме Храма Благой Вести и церкви Св. Иосифа в Назарете, мы побывали в Кане Галилейской, где по преданию Иисус Христос явил миру своё первое чудо; на горе Свержения, с которой открываются великолепные виды на всю долину Изреэльскую с венчающей её легендарной горой Фавор; на сельскохозяйственной ферме в деревне Кфар-Киш.
На Ближнем Востоке, как и ранее в Индонезии, мне повезло с портретной и жанровой съёмкой – здесь множество колоритных персонажей благодаря поистине вавилонскому смешению рас и народов. ... Иногда мне кажется, что не хватит и пяти жизней чтобы привести в порядок и сделать доступными фотоматериалы, полученные мною за много лет. Ведь любая деятельность обретает смысл только в том случае, когда её результатами можно с кем-то поделиться. Вот я и выдёргиваю из своего необъятного фотоархива то один, то другой кадр, и публикую их на своём сайте, на «Природе Байкала», в Фейсбуке… Участие в выставках и конкурсах – ещё один способ поделиться с другими людьми результатами своей работы. Свою первую персональную выставку «Отражённый Мир» я провёл в 2007 году по настоянию жены Татьяны. О выставке написали в газетах и интернет-изданиях, показали сюжет по телевидению. В результате меня пригласили в Иркутское фотографическое общество (ИФО), которое объединяет профессионалов и любителей фотографии со всей Иркутской области, а также из соседних Бурятии и Забайкалья. Общение с ними оказалось для меня не только очень интересным, но и весьма полезным. С тех пор я провёл ещё две персональных фотовыставки и принял участие во многих сборных выставках, проводившихся в основном в рамках ИФО. Они проходили в Иркутске, Ангарске и других городах области, в Севастополе и Владивостоке, в Хайфе (Израиль) и в Стамбуле (Турция)... ... Много лет я проработал в организации, располагавшейся в историческом центре Иркутска. Свой обеденный перерыв я довольно часто посвящал прогулкам с фотоаппаратом по улицам города. Поэтому значительная часть моего фотоархива связана с Иркутском: старинными деревянными домами, историческими зданиями постройки 18-20 веков, храмами и памятниками. И, конечно, с жителями города – простыми иркутянами.
Кстати, человек с фотоаппаратом, в свою очередь, всегда привлекает к себе внимание прохожих. Даже несмотря на то, что в наше время – все фотографы. А уж если ты появился на улице с серьёзной фототехникой, то держись… Вот парочка примеров. Прогуливаюсь вокруг Спасской церкви, выбираю ракурс для съёмки скульптурной группы «Пётр и Февронья Муромские». В руках «Canon» с телеобъективом – в карман не спрячешь… Быстрым шагом подходит смуглый парень, протягивает руку, здоровается. Совершенно серьёзно говорит: «Обязательно снимите вот этих», – показывает на группу из троих мужчин и женщины, стоящих у входа в храм. – «Это нужно для следствия. Они вчера убили в аэропорту нашего митрополита. Вы что, об этом не знаете?» «Хорошо, – говорю, – они от нас не уйдут». Автоматически срабатывает правило: не спорить с сумасшедшими, это может плохо кончиться. Возбуждённо жестикулируя, парень направляется к бюсту дважды Героя Советского Союза генерала Белобородова. Там тоже показался кто-то с фотоаппаратом и парень переключился на него. Чуть позже, уже на улице Желябова, фотографирую наличники на старом деревянном доме. Мимо проходит женщина средних лет, бросает на меня цепкий взгляд: «Вы фотограф? Вот это должно вам быть интересным. Тут, совсем недалеко на улице Франк-Каменецкого, есть прекрасный сюжет». Достаёт телефон и показывает на экране снимок – какое-то чёрное пятно на зелёном фоне. «Это кресло. Оно стоит в траве на месте разрушенного дома. Такой островок покоя среди городской суеты. Вот это сюжет! Я уже всем об этом рассказала». Благодарю её, обещаю обязательно туда сходить, а сам направляюсь в противоположную сторону – обеденный перерыв заканчивается… Кроме занятий фотографией я не избежал и другого искушения – кинолюбительства и видеосъёмки. Началось всё в 1981 году, когда я купил 8-миллиметровую кинокамеру «Кварц 1х8С». Затем в течение 12 лет снимал с её помощью семейную кинохронику, походы в горы и поездки по стране. Чёрно-белые киноплёнки я обрабатывал дома, обзаведясь для этого необходимым оборудованием. А цветные для проявки отправлял в Шостку на фабрику «Свема». Отснятый материал склеивал либо в хронологическом порядке, либо тематически, и хранил на больших бобинах. Для просмотра готовых фильмов использовал кинопроектор «Русь». Поскольку фильмы были немыми, то пару раз я попробовал их озвучивать с помощью синхронизации снятого киноматериала со звукозаписью на магнитной ленте катушечного магнитофона. Опыты были не очень удачными… Позже, уже в 1990-х годах, на смену кинокамере пришла видеокамера «Panasonic RX22» в комплекте с видеомагнитофоном. Здесь уже изображение записывалось вместе со звуком. Эта камера прослужила мне лет пять. Все отснятые киноплёнки и видеозаписи я со временем оцифровал и они занимают заметное место в моём архиве. Однако качество этих материалов и так не очень высокое, после оцифровки, естественно, не стало лучше. По этой причине мне временами немного жаль потраченных на эти занятия усилий. Лучше бы побольше фотографировал… Сейчас для видеосъёмки я использую свой «Canon», а в экстремальных обстоятельствах – цифровую камеру «Sony AS-15» с водонепроницаемым боксом.
... Эволюция фотографии продолжается. Постепенно почти исчезли минилабы – с развитием цифровой фотосъёмки, распространением качественных фотопринтеров и развитием интернета их услугами стали пользоваться всё реже. Вновь появились домашние фотолаборатории. Правда, набор предметов в них стал совсем другим: вместо фотоувеличителей, бачков для проявки фотоплёнки и всего прочего стали необходимыми лишь компьютер с хорошим большим монитором и набором программ для обработки изображений да цветной принтер. Однако и такая лаборатория – удел редких чудаков, которые почему-то непременно хотят увидеть свои произведения отпечатанными на бумаге. Абсолютное большинство цифровых фотографий никогда не печатается, да в этом и нет необходимости. Думаю, что в недалёком будущем отпечатанные на бумаге снимки станут такой же диковинкой, как берестяные грамоты древнего Новгорода. Сегодня фотографами (впрочем, как и писателями) стали все поголовно. Эпоха смартфонов окончательно загнала фотографию, да и почти всю остальную нашу жизнь, в виртуальное пространство. Стало практически аксиомой: если тебя нет в сети, значит тебя вообще нет. Зато всё попавшее в сеть будет жить вечно. Лично я в этом немного сомневаюсь… ... Собираемся на очередную прогулку по окрестностям. Как всегда беру с собой фотокамеру. А вдруг? Может, именно сегодня неуловимая Синяя Птица вспорхнёт над прогретой весенним солнцем полянкой и я успею нажать на кнопку спуска? Эта вера в чудо, в то, что самые главные кадры ещё впереди, живёт во мне с тех самых пор, как полвека назад я впервые взял фотоаппарат в руки… Юрий Гуков Большой Луг, май 2020 г. Обсуждение
|
© 2004–2019, Юрий Гуков